Какое масло выбрать для бензогенератора

Здравствуйте.
Сегодня я хотел бы поделиться своим опытом и своими соображениями относительно моторного масла. Конечно же, на эту тему достаточно статей, обзоров, тестов и всякой другой информации, но почти всё это изобилие посвящено маслам для автомобилей.

Здесь же я буду рассматривать масла для моторов малой механизации (мотокультиваторы, генераторы, мотопомпы и другая техника).

Можно конечно не ломать голову с выбором моторного масла для генератора или культиватора и покупать специализированные масла. В этом случае есть только одно но – это цена.
Вот например цены на летнее масло (SAE30) для мототехники в Санкт-Петербурге на январь 2016 года.

Марка Объём упаковки Стоимость Вязкость Примечание
Liqui Moly liqi moly 0.6 320 SAE30  
Mannol mannol 1 350 10W-40 (полусинтетика)  
Mannol Agro for Stihl mannol agro 1 365 SAE30  
3TON

3ton

1 120 SAE30 Труднодоступны. В специализированных магазинах не продаются. Есть в экзисте (от туда и картинки).
3TON 1 140 10W-40 (полусинтетика)
LUXEluxe 1 120 SAE30

И это при том, то все эти масла минеральные или полусинтетические.
Согласитесь-не дешёвое удовольствие при замене раз в 100 часов.
В то же время автомобильные моторные масла отечественного производства гораздо дешевле и есть большой соблазн применять именно их.
На мой взгляд, нет никаких причин считать специальные масла «священной коровой» и использовать только их, нужно только правильно подобрать автомобильное масло.

Давайте попробуем разобраться какие параметры моторного масла для нас важны.
Мы рассматриваем низко-форсированные, средне-оборотистые двигатели с воздушным охлаждением и подачей масла разбрызгиванием.
Никаких экологических требований к этим двигателям не предъявляется, соответственно и нет никаких особенных систем газораспределения, катализаторов и прочих примочек.
Рассмотрим каждый параметр отдельно в контексте применения моторного масла.

Низко-форсированный средне-оборотистый означает, что термонагруженность (не путайте с температурой) данного мотора не высока, давление газов на поршень так же не высоки. Цилиндры таких двигателей, как правило, не имеют хонинговки ,так как масляная плёнка не сдувается со стенок цилиндра при работе двигателя.
Для масла это означает, что требуется достаточно «густое» масло и не стоит применять синтетику вроде 0W20, 5W30.

Воздушное охлаждение.
Этот параметр напротив, повышает требования к маслу в силу того, что температура стенок цилиндра не постоянна при различных нагрузках двигателя. Например, двигатель обычного (не инверторного) бензогенератора поддерживает постоянные обороты не зависимо от нагрузки, следовательно, и обдув цилиндра постоянен. При включении нагрузки увеличивается подача топлива и мощность мотора, возрастает количество тепла, которое нужно отвести от цилиндра. Обдув при этом остаётся неизменным и термодинамическое равновесие достигается путём повышения температуры двигателя. Результаты моих собственных замеров температур рубашек цилиндров бензогенераторов при работе с максимальной нагрузкой показали, что поверхность не разогревается выше 130 ºС. Масло в картере ещё холоднее – 60-80 ºС.

Масло для таких моторов должно обладать большей стойкостью к окислению при высокой температуре, чем для моторов с водяным охлаждением.

Подача масла разбрызгиванием, а не маслонасосом означает, что в моторе нет масляного фильтра, и все продукты износа и абразив, который мог попасть в двигатель из окружающей среды, остаются в картере, приводя к износу двигателя.
Таким образом, предъявляются особые требования не  к свойствам масла, а к величине интервала от замены до замены масла. В большинстве двигателей бензогенераторов и культиваторов этот интервал равен 100 моточасам.

С учетом указанных требований к выбору моторного масла нам потребуется масло подходящей вязкости, стойкое к окислению при температуре 130 ºС в течение 100 часов. Я, безусловно, понимаю, что масло на стенках цилиндра гораздо горячее. Это одинаково справедливо для двигателей и с воздушным, и с водяным охлаждением. Соответственно температура рубашки цилиндра может использоваться для приблизительного сравнения термо-режимов двигателя автомобиля и бензоренератора (культиватора, косилки и т.д.).

Вязкость.
Приведу сравнительную таблицу вязкости масел по SAE

tablica-vyazkosti-motornyh-masel

Специальное летнее масло для бензогенераторов имеет индекс SAE30, зимнее 10W-30 или 10W-40.
Как видно из таблицы масло с вязкостью SAE 10W-40 полностью перекрывает масло с моновязкостью SAE30  и вполне может применяться в мототехнике.

Сложнее дела обстоят со стойкостью масла к окислению при высокой температуре.
С одной стороны мы сталкиваемся с отсутствием маркировки масел по этому параметру, но с другой стороны существует превеликое множество домашних и лабораторных тестов автолюбителей на эту тему.
Очень много информации на сайте
http://www.oil-club.ru/forum/ Прочитав всё это можно ненароком получить ещё одно высшее образование 🙂 
Что касается меня, я руководствовался своим собственным тестом на окисление масла, суть которого в том, что тестовый образец нагревается в муфельной печи до температуры 150 градусов (я решил использовать именно эту температуру ) и каждые 2 часа проводился тест лакмусовой бумажкой. Видео этого процесса нет, но вот видео аналогичного теста другого энтузиаста  (смотреть с 19 минуты).

Мои результаты очень похожи на его результат, только я оценивал не только автомобильные масла, но и специальные.

Результатом моих тестов, анализа гигабайтов информации на тему масел и личного опыта стали следующие рекомендации:

  • Лукоил супер 10W-40 (полусинтетика) или Лукоил стандарт (минералка) 10W-40 для всесезонного применения,
  • Лукоил стандарт (минералка) 15W-40 тоже годится для тёплой зимы и для лета,
  • Лукоил люкс 5W-40 — для холодной зимы (не применяйте летом)
  • М8В1 — для зимы и межсезонья, если жалко денег на лукоил.  🙂 

Масла ПТК, татнефть, ТНК и другие отечественные марки не тестировал.

P.S Агентом лукойла не являюсь, а мои рекомендации – это попытка помочь сэкономить в кризис и не вестись на маркетинговые уловки.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий